Письма к Острову / Один дома
В блоке собраны три коллажа и видео, в которых художник отказывается от идеи полного контроля над произведением и вступает в соавторство с нечеловеческими агентами: солнечным светом, островом, предметами. Коллажи созданы на основе фото-документации перформансов, проведённых на заброшенном острове в центре Челябинска, а также фрагментов природной среды и скриншотов с Instagram-аккаунта Острова.


Летающие муравьи на Острове доктора Швейка знают многое про тебя и меня
49×39см. внутренний размер, (58×48 см внешний), 2025
Коллаж, фото, измененная солнечным светом цветная бумага, картон, найденная рамка.

Наблюдение за корабликом, который никуда не плывёт.
Коллаж, фото, цветная бумага, скриншоты из аккаунта Острова, 30×21 см. , 2025

Постгуманистический крест
Цветная бумага, солнечный свет, 30×21 см. , 2025
Коротко
В «Летающих муравьях…» муравьи зависают в воздухе, словно перенося информацию между слоями — земли, изображения, наблюдения.
«Наблюдение за корабликом…» фиксирует состояние остановки, где движение исчезает, но наблюдение становится жестом.
В работе «Постгуманистический крест» солнечный свет буквально оставляет знак — крест как ориентир пути, направленного за пределы человека.

«Один дома»
Видео, цвет, без звука, 01:01, 2025
Видео с загадочной атмосферой, где кресло-качалка становится центральным персонажем. В отсутствие человека, оно обретает самостоятельность, как будто существует вне времени и пространства. Этот объект повседневности, внезапно начинает жить своей жизнью, двигаясь в кадре, без явных признаков человеческого присутствия, вызывая неотвязное ощущение, что кто-то есть, что-то живет, продолжает двигаться в этом доме.
Название «Один дома» содержит отсылку к культовому фильму и показывает физическое состояние; но это и метафора внутренней жизни каждого из нас. Пустой интерьер квартиры — символ домашнего уюта и безопасности, но здесь уют оказывается под вопросом. Как будто задается вопрос зрителю: кто этот самый «один»? , который сейчас дома.
Островные соавторы: свет, муравьи, крест
В серии коллажей художник отказывается от идеи полного контроля над произведением и вступает в соавторство с нечеловеческими агентами: солнечным светом, островом, фрагментами среды, случайными формами. Эти работы становятся не изображениями, а результатами соприсутствия, фиксаций того, что ускользает, — как будто художественный жест прерывается, чтобы уступить место другому вниманию.
Коллажи созданы на основе фото-документации перформансов, проведённых на заброшенном острове в центре Челябинска, а также архивных скриншотов с Instagram-аккаунта Острова и визуальных следов природной среды. Остров в этом проекте — не просто место действия, а нечеловеческий актант, участвующий в формировании произведения как автономный агент: он отвечает, изменяет, светит, молчит.
В работе «Летающие муравьи на Острове доктора Швейка знают многое про тебя и меня» насекомые зависают между слоями изображения, как переносчики информации, которых никто не просил, но которые уже всё зафиксировали. Их повторение становится ритмом, их полёт — носителем постчеловеческой телеметрии. Муравьи здесь не символ, а канал связи между тем, что происходит и тем, что остаётся.
«Наблюдение за корабликом, который никуда не плывёт» — это момент остановки, при котором не происходит ничего — и именно это становится событием. Окружённый документальными фотографиями, бумажный кораблик с эмблемой острова застывает в воде, напоминая не только о детской игре, но и о бессмысленной навигации, о навигации без цели, когда само наблюдение становится жестом, отправкой и актом прислушивания.
«Постгуманистический крест» — крайняя точка этой логики. Ни человека, ни изображения, ни монтажных элементов — только бумага, солнечный свет и форма, оставленная временем. Крест появляется как непреднамеренный знак, как след излучения, как направление, которое указывает не за горизонт, а за пределы человеческой интенции.
Вместе эти три работы можно прочитать как полевые документы островного архива — материалы, собранные в моменты, когда человек перестаёт быть главным действующим лицом. Это не дневник художника, а отчёт среды, составленный совместно с тем, что обычно молчит: свет, насекомое, вода, трава, печатный след.
О чем выставка
11-24 мая 2025, г. Боровск, БЦСИ
Сайт
Кураторы: Ирина Гулякина, Евгения Стерлягова
Устойчивое словосочетание «плюс один», как правило, обозначает человека, который сопровождает приглашенного гостя на мероприятии. А что думаете на счёт того, чтобы сделать своим гостем нечеловеческого актанта? Возьмёшь в компаньоны остров, насекомое, минерал или нейросеть?
Выставка лаборатория «+1 нечеловеческий актант?» вписывается в сайт-специфичность Боровского Центра Современного Искусства и его окрестностей. Это сам дом, участок с газоном, кустами и деревьями, саРай, овраг, болото.
В преддверии выставки было проведено 5 открытых онлайн-встреч, в процессе которых в дискуссионном формате мы обсуждали актуальность заявленной темы в мире, который вновь выясняет вопросы гуманизма и взаимоотношений человек-человек.
СМИ
«+ 1 не человек», Наталья Яковлева
Человек плюс остров, комар, свет
Что, если в роли привычного «плюс один» на мероприятии вместо человека выступит, скажем, остров? Или комар? Или свет? Или структура, которую и не увидишь толком?
Выставка-лаборатория «+1 нечеловеческий актант?» превращает такую фантазию в художественную практику. Здесь актант — не просто объект наблюдения, а полноценный участник: он вовлечен в производство смысла наравне с человеком.
Сам термин «нечеловеческий актант» пришел из акторно-сетевой теории Бруно Латура. Но на выставке он работает не как сухая категория, а как отправная точка для интуитивного диалога с тем, что обычно молчит: с растением, пейзажем, алгоритмом, пылью, ветром. Здесь художники не иллюстрируют теорию, а пробуют жить и творить вместе с нечеловеческим.
Живое пространство
Само пространство Боровского центра — дом, сад, овраг, болото, сарай — играет роль не фона, а полноценного медиатора. Оно диктует свои условия: влажные, световые, с запахами травы, с комарами и капелью, с тенями от деревьев.
Произведения тут не соревнуются между собой, а переплетаются, как звуки в лесу или листья в реке. Формы разные: видео, коллажи, звук, скульптура, VR, но интонация у всех одна — на уровне соприсутствия.
…
Коллажи Олега Семеновых из проекта «Письма к Острову» работают с реальным заброшенным островом в Челябинске как с соавтором. В коллажах — следы перформансов, фрагменты природных наблюдений, скриншоты Instagram-страницы самого Острова доктора Швейка. Особенно сильный образ — выцветший крест на листе бумаги: след света, соавторский жест времени и погоды.
…