Синие муравьи
Видео-эссе, 9:43, цвет, звук, 2022
Жанр: видео-эссе, автофикшн, мультимедийный коллаж
Это видео-эссе построено как мультижанровый дневник памяти. Голоса взрослого и ребёнка читают текст — личный, поэтический и сдвинутый, будто составленный из разных времён. Часть фраз была создана с помощью нейросети Порфирьевич (на базе GPT-2), что усиливает эффект фрагментарного, «составного» воспоминания.
Визуальный слой включает живые съёмки мальчика, катающегося на карусели, архивные и найденные изображения (насекомые, деревенские пейзажи, бытовые сцены), а также фрагменты мультипликации. Эти элементы следуют за ритмом текста, формируя дрожащую, пульсирующую структуру воспоминания, в которой реальные и вымышленные образы сливаются.
Работа построена как кино-видео-фото-мульти-роман: с чередованием визуальных и аудиофрагментов, что позволяет воспринимать её как форму медитативного монтажа и поэтического самонаблюдения.
Здесь документальность и фантазия сплетаются в воспоминание-галлюцинацию: детство предстает как чужая страна, а тело — как антенна ускользающего прошлого. Видео отсылает к практике видеописьма и киноэссе (в духе Криса Маркера), а речь звучит не как акт театра, а как интонация воспоминания — с паузами, сбоями, почти дыхательной неуверенностью.
Дом, гротеск, абсурд
Дом в этом видео не конкретное место, а состояние памяти и языка, собранное из образов Мордовии, Удмуртии, Казахстана и Челябинска. Это пространство, которое существует вне карт и городов, между историей и её фантазмом.
Видео становится попыткой восстановить ускользающее «родное» — при помощи голоса, ритма, воображения и машинной поэзии, в сочетании с гротеском и абсурдом.