Облунение (2021-2024)

Проект был показан в галерее К320, 20 июля — 20 августа 2023 г.  

«Луна, волосы и рубль», Милена Полуяхтова, обзор выставки на ресурсе ARТУзел.  

Одна из первых работ проекта была создана специально для выставки «Энди Уорхол и русское искусство» (Севкабель, Санкт-Петербург, 2021 г.) как посвящение Э. Уорхолу.

Проект исследует влияние лунных фаз на материальные и символические потоки. Его основой стали перформативные действия: художник остригает волосы в определённые дни по Лунному календарю, благоприятные для финансового роста, а затем включает волосы в объекты и холсты — как медиаторы устойчивости и удачи.

Первая работа была создана специально для выставки «Энди Уорхол и русское искусство» (Севкабель, Санкт-Петербург, 2021), как оммаж Уорхолу и его идее превращения быта в икону.

По сюжету сна, однажды художник возвращается в 2013 год, в момент, когда выбирался официальный символ рубля — и предлагает собственный вариант, который в той реальности становится государственным. Но проснувшись, он не может его вспомнить. С тех пор он создаёт новые версии утраченного знака — как попытку вмешаться в символическую экономику через сновидение.  

Сюжеты «Облунения» балансируют на грани сновидения, ритуала и аллегории, обращаясь к темам редукции, остранения и парадоксального вмешательства в реальность. Вдохновлённый сюрреализмом и фантастикой (в частности рассказом Рэя Брэдбери «И грянул гром»), проект строит поэтику мелких изменений, которые могут радикально преобразовать будущее.

Проект был показан в галерее К320 (Москва, 2023) и получил отзыв Милены Полуяхтовой на портале ARТУзел под названием «Луна, волосы и рубль».

Кураторский комментарий

Практика включения собственных волос в произведения в проекте «Облунение» оказывается не просто биографическим жестом, но работает на стыке ритуала, материальности и символической экономики. Волосы — как граничный материал, одновременно живой и отделённый от тела — становятся медиатором между художником и пространствами влияния: денежными, лунными, сновидческими.

В контексте современного искусства этот приём актуализирует сразу несколько направлений:

  • Поэтика телесности и интимного следа — близкая феминистской оптике и постгуманистическим подходам, где тело выступает как носитель знаков, травм и превращений.
  • Ритуал и магическое мышление — как форма персонифицированного знания, противопоставленного институциональной рациональности. Здесь лунный календарь и действие стрижки становятся операцией, вмешивающейся в «финансовую судьбу».
  • Материальность и посткапитализм — использование биологических остатков вместо фабричных материалов,  жест отказа от отчуждённого производства в пользу включённости и личной ставки.
  • Работа со сном и альтернативной хронологией — воображаемое возвращение в 2013 год и попытка «переписать» символ рубля, это пример художественной спекуляции, где знак может стать местом трансформации реальности.

Таким образом, «Облунение» — это не просто игра с телом и символом, а построение целостной системы, где личное, абсурдное, ритуальное и политическое соединяются в поэтике перезаписи мира — через волосы, через сны, через знак.

«Волосы художника, состриженные в благоприятный день по Лунному календарю для привлечения денег»

Холст, волосы, клей, 60×110 см., 2021 г. Оммаж Энди Уорхолу. 

Работа была сделана специально для выставки «Энди Уорхол и Русское искусство» (Севкабель Порт, Санкт-Петербург, 2021 г.)   

Вид экспозиции на выставке «Энди Уорхол и русское искусство», Еврейский музей и центр толерантности, г. Москва, 2023-2024

Фрагмент работы

Вид экспозиции на выставке «Облунение» в галерее К320, 2023.

Слева на стене — экспонируется «Усиленная ручка»

«Амулет для зарядки банковских карт / Зарядка»

Небольшая коробочка,  интерактивный объект. Посетитель выставки может положить в него свою банковскую карту. Пока он осваивает пространство галереи, его карта «заряжается» положительной энергией, символизирующей приток финансовых ресурсов. Это игра с темами доверия, веры и влияния искусства на материальную составляющую жизни. 

Погружаясь в ощущения от прикосновения к волосам, человек становится соучастником художественного процесса. Материал, взятый с головы художника, заставляет задуматься о границах личного пространства и взаимодействии с окружающим миром.

Вид экспозиции. В углу на тумбе — амулет. Прохождение экспозиции задумано в этом зале галереи так —   пока зритель просматривает видео можно положить свою банковскую карту для зарядки.

Амулет для зарядки банковских карт

Амулет и ручка.

«Усиленная ручка»

Ручка, покрытая волосами художника (остриженными в благоприятный день  по лунному календарю для притяжения денег), носит двойственный характер — это предмет искусства и утилитарный, с помощью которого человек получает максимально тактильный опыт взаимодействия, делая заметки на бумаге, во время повседневных действий.   

«КриптоЛуна»

Холст, волосы, клей, акрил, маркер, пастель, 60×50 см., 2021 г.

Объект, созданный на холсте, из волос художника, плюс нанесенные различные символы криптовалют и рубля. Как известно, художник может привлекать к себе финансовые потоки не только в валюте рубля, но и в криптовалюте, продавая NFT работы на популярных маркетплейсах (эфир, тезос и другие).  

«Усиленная книга бестселлер»

Объект, состоящий из книги известного автора Джо Витале про ключ (о визуализации и достижении целей), обернутой волосами художника. Волосы выступают здесь в роли антенны или усилителя/ретранслятора, призванного распространить содержание книги в пространство галереи. Это размышление о влиянии искусства, о передаче идей через телесные материалы.  

Символ рубля. Холст, волосы, клей, 60×50 см., 2021–2023 г.

Из серии «Символы рубля». Холст, волосы, клей, 60×50 см., 2021–2023 гг.  

Экспозиция на выставке  «Энди Уорхол и Русское искусство»  в Еврейском музее.

Вид экспозиции на выставке «Энди Уорхол и русское искусство», Еврейский музей и центр толерантности, г. Москва, 2023 — 2024  

Эскизы символов рубля, 2021

А4, Авторские эскизы символов рубля, бумага, ручка.

Экспозиция в галерее К320, выставка Облунение.
Экспозиция в галерее К320, выставка «Облунение».
Работа Деньги, из волос на холсте. Ассамбляж. Экспозиция в галерее К320, выставка Облунение.
Работа «Деньги» / «Волосы художника, состриженные в благоприятный день по Лунному календарю для привлечения денег». Экспозиция в галерее К320
Экскурсия по выставке Облунение, автор художник Олег Семеновых. Затемненный зал с произведением «КриптоЛуна»
Затемненный зал с произведением «КриптоЛуна»
Объект, созданный на холсте, из волос художника, плюс нанесенные различные символы криптовалют и рубля. «КриптоЛуна» Холст, волосы, клей, акрил, маркер, пастель, 60×50 см., 2021 г.
Объект, созданный на холсте, из волос художника, плюс нанесенные различные символы криптовалют и рубля. «КриптоЛуна»
Экспозиция на выставке Облунение, в галерее К320 г. Москва, видео на экране.
Экспозиция на выставке «Облунение», в галерее К320 г. Москва, видео на экране.
Лунный календарь на месяц, экспозиция на выставке Облунение, в галерее К320 г. Москва
Лунный календарь на месяц, экспозиция на выставке
Текстовые материалы к выставке в галерее К 320
Описание, кураторский текст к выставке в галерее К 320

Полнолуние, 2021 г.

Видео, цвет, звук, 4:39, документация перформанса в ночь на полнолуние, сентябрь 2021 г.

Документация перформанса художника, в котором он приходит ночью во время полнолуния на небольшой островок на реке Миасс, в Челябинске. Художник во время перформанса ходит по высокой траве острова, а затем сидит и играет на флейте, импровизируя несколько часов, иногда прерываясь, словно прислушиваясь к ответам острова и Луны. 

С помощью звука художник коммуницирует с Луной и островом, взамен получая мощное воздействие от Луны, заряжая свои волосы, которые скоро будут подстрижены и будут использованы затем как материал для создания объектов искусства.    

В период полной Луны, как известно, сила воздействия Луны максимальна.

Комментарий куратора

Работа находится на пересечении двух проектов художника — «Облунение» и «Письма к Острову». В ней лунный цикл становится отправной точкой как для телесного ритуала, связанного с энергиями и материей (Облунение), так и для поэтического взаимодействия с местом (Письма к Острову).

Запись была сделана ночью, на Острове доктора Швейка — в момент полной Луны. Перформанс представляет собой акт присутствия, звука, ожидания, в котором художник вступает в немое сотрудничество с природой и её ритмами. Луна здесь — не фон, а соавтор, триггер и медиатор.

С одной стороны, работа продолжает линию исследования влияния лунных фаз на ритуальные действия (срезание волос, материализация желания), с другой — становится эпизодом эпистолярного обмена с Островом, где перформанс — это письмо, а камера — его конверт.

Видео обзор

Выставки «Облунение» в галерее К320, 2023 г.

Длительность 2:32


RU
EN