Облунение (2021-2024)

Проект был показан в галерее К320, 20 июля — 20 августа 2023 г.  

«Луна, волосы и рубль», Милена Полуяхтова, обзор выставки на ресурсе ARТУзел.  

Одна из первых работ проекта была создана специально для выставки «Энди Уорхол и русское искусство» (Севкабель, Санкт-Петербург, 2021 г.) как посвящение Э. Уорхолу.

Проект исследует влияние лунных фаз на материальные и символические потоки. Его основой стали перформативные действия: художник остригает волосы в определённые дни по Лунному календарю, благоприятные для финансового роста, а затем включает волосы в объекты и холсты — как медиаторы устойчивости и удачи.

Первая работа была создана специально для выставки «Энди Уорхол и русское искусство» (Севкабель, Санкт-Петербург, 2021), как оммаж Уорхолу и его идее превращения быта в икону.

По сюжету сна, однажды художник возвращается в 2013 год, в момент, когда выбирался официальный символ рубля — и предлагает собственный вариант, который в той реальности становится государственным. Но проснувшись, он не может его вспомнить. С тех пор он создаёт новые версии утраченного знака — как попытку вмешаться в символическую экономику через сновидение.  

Сюжеты «Облунения» балансируют на грани сновидения, ритуала и аллегории, обращаясь к темам редукции, остранения и парадоксального вмешательства в реальность. Вдохновлённый сюрреализмом и фантастикой (в частности рассказом Рэя Брэдбери «И грянул гром»), проект строит поэтику мелких изменений, которые могут радикально преобразовать будущее.

Проект был показан в галерее К320 (Москва, 2023) и получил отзыв Милены Полуяхтовой на портале ARТУзел под названием «Луна, волосы и рубль».

Кураторский комментарий

Практика включения собственных волос в произведения в проекте «Облунение» оказывается не просто биографическим жестом, но работает на стыке ритуала, материальности и символической экономики. Волосы — как граничный материал, одновременно живой и отделённый от тела — становятся медиатором между художником и пространствами влияния: денежными, лунными, сновидческими.

В контексте современного искусства этот приём актуализирует сразу несколько направлений:

  • Поэтика телесности и интимного следа — близкая феминистской оптике и постгуманистическим подходам, где тело выступает как носитель знаков, травм и превращений.
  • Ритуал и магическое мышление — как форма персонифицированного знания, противопоставленного институциональной рациональности. Здесь лунный календарь и действие стрижки становятся операцией, вмешивающейся в «финансовую судьбу».
  • Материальность и посткапитализм — использование биологических остатков вместо фабричных материалов,  жест отказа от отчуждённого производства в пользу включённости и личной ставки.
  • Работа со сном и альтернативной хронологией — воображаемое возвращение в 2013 год и попытка «переписать» символ рубля, это пример художественной спекуляции, где знак может стать местом трансформации реальности.

Таким образом, «Облунение» — это не просто игра с телом и символом, а построение целостной системы, где личное, абсурдное, ритуальное и политическое соединяются в поэтике перезаписи мира — через волосы, через сны, через знак.

«Волосы художника, состриженные в благоприятный день по Лунному календарю для привлечения денег»

Холст, волосы, клей, 60×110 см., 2021 г. Оммаж Энди Уорхолу. 

Работа была сделана специально для выставки «Энди Уорхол и Русское искусство» (Севкабель Порт, Санкт-Петербург, 2021 г.)   

Вид экспозиции на выставке «Энди Уорхол и русское искусство», Еврейский музей и центр толерантности, г. Москва, 2023-2024

Фрагмент работы

Вид экспозиции на выставке «Облунение» в галерее К320, 2023.

Слева на стене — экспонируется «Усиленная ручка»

«Амулет для зарядки банковских карт / Зарядка»

Небольшая коробочка,  интерактивный объект. Посетитель выставки может положить в него свою банковскую карту. Пока он осваивает пространство галереи, его карта «заряжается» положительной энергией, символизирующей приток финансовых ресурсов. Это игра с темами доверия, веры и влияния искусства на материальную составляющую жизни. 

Погружаясь в ощущения от прикосновения к волосам, человек становится соучастником художественного процесса. Материал, взятый с головы художника, заставляет задуматься о границах личного пространства и взаимодействии с окружающим миром.

Вид экспозиции. В углу на тумбе — амулет. Прохождение экспозиции задумано в этом зале галереи так —   пока зритель просматривает видео можно положить свою банковскую карту для зарядки.

Амулет для зарядки банковских карт

Амулет и ручка.

«Усиленная ручка»

Ручка, покрытая волосами художника (остриженными в благоприятный день  по лунному календарю для притяжения денег), носит двойственный характер — это предмет искусства и утилитарный, с помощью которого человек получает максимально тактильный опыт взаимодействия, делая заметки на бумаге, во время повседневных действий.   

«КриптоЛуна»

Холст, волосы, клей, акрил, маркер, пастель, 60×50 см., 2021 г.

Объект, созданный на холсте, из волос художника, плюс нанесенные различные символы криптовалют и рубля. Как известно, художник может привлекать к себе финансовые потоки не только в валюте рубля, но и в криптовалюте, продавая NFT работы на популярных маркетплейсах (эфир, тезос и другие).  

«Усиленная книга бестселлер»

Объект, состоящий из книги известного автора Джо Витале про ключ (о визуализации и достижении целей), обернутой волосами художника. Волосы выступают здесь в роли антенны или усилителя/ретранслятора, призванного распространить содержание книги в пространство галереи. Это размышление о влиянии искусства, о передаче идей через телесные материалы.  

Символ рубля. Холст, волосы, клей, 60×50 см., 2021–2023 г.

Из серии «Символы рубля». Холст, волосы, клей, 60×50 см., 2021–2023 гг.  

Облунение. Artist Oleg Semenovykh

Вид экспозиции на выставке «Энди Уорхол и русское искусство», Еврейский музей и центр толерантности, г. Москва, 2023 — 2024  

Эскизы символов рубля, 2021

А4, Авторские эскизы символов рубля, бумага, ручка.

Экспозиция в галерее К320, выставка «Облунение».
Экспозиция в галерее К320, выставка «Облунение».
Работа «Деньги» / «Волосы художника, состриженные в благоприятный день по Лунному календарю для привлечения денег». Экспозиция в галерее К320
Работа «Деньги» / «Волосы художника, состриженные в благоприятный день по Лунному календарю для привлечения денег». Экспозиция в галерее К320
Затемненный зал с произведением «КриптоЛуна»
Затемненный зал с произведением «КриптоЛуна»
Объект, созданный на холсте, из волос художника, плюс нанесенные различные символы криптовалют и рубля. «КриптоЛуна»
Объект, созданный на холсте, из волос художника, плюс нанесенные различные символы криптовалют и рубля. «КриптоЛуна»
Экспозиция на выставке «Облунение», в галерее К320 г. Москва, видео на экране.
Экспозиция на выставке «Облунение», в галерее К320 г. Москва, видео на экране.
Лунный календарь на месяц, экспозиция на выставке
Лунный календарь на месяц, экспозиция на выставке
Облунение. Artist Oleg Semenovykh
Облунение. Artist Oleg Semenovykh

Полнолуние, 2021 г.

Видео, цвет, звук, 4:39, документация перформанса в ночь на полнолуние, сентябрь 2021 г.

Документация перформанса художника, в котором он приходит ночью во время полнолуния на небольшой островок на реке Миасс, в Челябинске. Художник во время перформанса ходит по высокой траве острова, а затем сидит и играет на флейте, импровизируя несколько часов, иногда прерываясь, словно прислушиваясь к ответам острова и Луны. 

С помощью звука художник коммуницирует с Луной и островом, взамен получая мощное воздействие от Луны, заряжая свои волосы, которые скоро будут подстрижены и будут использованы затем как материал для создания объектов искусства.    

В период полной Луны, как известно, сила воздействия Луны максимальна.

Комментарий куратора

Работа находится на пересечении двух проектов художника — «Облунение» и «Письма к Острову». В ней лунный цикл становится отправной точкой как для телесного ритуала, связанного с энергиями и материей (Облунение), так и для поэтического взаимодействия с местом (Письма к Острову).

Запись была сделана ночью, на Острове доктора Швейка — в момент полной Луны. Перформанс представляет собой акт присутствия, звука, ожидания, в котором художник вступает в немое сотрудничество с природой и её ритмами. Луна здесь — не фон, а соавтор, триггер и медиатор.

С одной стороны, работа продолжает линию исследования влияния лунных фаз на ритуальные действия (срезание волос, материализация желания), с другой — становится эпизодом эпистолярного обмена с Островом, где перформанс — это письмо, а камера — его конверт.

Видео обзор

Выставки «Облунение» в галерее К320, 2023 г.

Длительность 2:32


RU
EN