Statement

Моя кураторская практика опирается на принципы поэтической сборки и нарративного монтажа, заимствованные из кинематографа, психогеографии и экспериментальной литературы. Вместо линейного тематического высказывания я предлагаю выставку как поле сопоставлений: «порядок → сбой → вскрытие», как структуру, где эстетическое напряжение между работами становится основным выразительным средством.

В этой логике важны:

  • переходы (от одного состояния восприятия к другому),
  • зазоры (места, где зритель сам выстраивает связи),
  • ошибки и несовпадения (как точки аффективной активации).

Такое кураторство работает не как инструмент утверждения, а как система навигации, где зритель может входить в экспозицию с любой точки и собирать свой маршрут. Это модель, близкая к кинематографическому монтажу, а не к музейной дидактике.

Мне важна работа с вниманием и чувствительностью, способностью пространства выставки не только представлять, но и раскрывать, иногда вопреки самому кураторскому тексту. Я рассматриваю экспозицию как пульсирующую структуру, в которой смыслы рождаются не до, а в момент восприятия. 

Показательным примером такой логики стала выставка «Письмо в пустом конверте» (Галерея 22, 2021), подготовленная мной совместно с художниками Сообщества 22. Здесь роль куратора была делегирована алгоритму: онлайн-рулетка случайным образом выбирала участников и работы, а процесс выбора фиксировался на видео. Этот отказ от авторской воли парадоксально подчеркнул ключевые принципы моей кураторской практики: не единая тема, а поле сопоставлений; не линейное высказывание, а сеть интуитивных рифм; сбой и совпадение — как основа структуры. Результат этой автоматической сборки обнаружил скрытую связность и эмоциональное напряжение между работами, а зрителю предлагалось самому выстраивать маршруты восприятия, уже не в логике музейной дидактики, а в логике живого монтажа, где каждый шаг становится точкой входа.

Этот подход стал особенно значим в моих выставках последних лет: таких как «Три комнаты», «Ближе к воде» и других. Он отличается от логики ранних выставок (2017–2020), которые нередко строились интуитивно и имели экспериментальную форму, например, в рамках инициативы Moving Gallery в Челябинске.

Кураторские проекты и выставки

 (как куратор, автор концепции, участник кураторской группы)  

2025

«Ближе к воде», Arbuzz gallery, Москва

В рамках Сообщества 22

Кураторские проекты, организованные в рамках Сообщества 22 — художественной группы, работающей с 2020 года. Эти выставки объединяли участников сообщества и реализовывались в горизонтальной структуре, иногда с элементами случайного отбора или коллективного участия.  

2023

«Кривая забывания», Зверевский ЦСИ, Москва

«Под доводчиком на вешалке», квартирник Сообщества 22, Лондон (автор кураторского текста)

2022
«Настроение путешественника», Галерея Дамирова, Москва (совместно с И. Гулякиной)

2021
«Пот и алоэ», Галерея 22, Москва (совместно с С. Деминой)
«Письмо в пустом конверте», Галерея 22, Москва

Персональные выставки  

В этом разделе указаны мои персональные выставки как художника. Во всех проектах я выступал и автором работ и формировал концепцию экспозиции самостоятельно 

2023, «Облунение», К320, Москва

2022, «Не думай про…», A Table gallery, Челябинск

2021, «Три комнаты», Галерея 22, Москва (экспозиционное решение — Яна Малиновская)

Moving Gallery (2017–2020)

Серия кураторских выставок, организованных Олегом Семёновых совместно с Александрой Путинцевой-Саад в Челябинске. Проект задействовал пространства, не предназначенные для демонстрации contemporary art — отели, фитнес-центры, театры и концертные залы, с целью создания культурной среды и ситуаций случайной встречи зрителя с искусством вне институционального контекста.
[Подробнее о проекте →]

Персональные выставки 


В этом разделе указаны мои персональные выставки как художника. Во всех проектах я выступал и автором работ и формировал концепцию экспозиции самостоятельно.

2019, «Множественность парадоксов бытия», галерея Гармония, Челябинская филармония 

2018, «Не портретное сходство», галерея отеля Парксити 

2018, «В поисках 5-го угла», отель Старый город 

2018, «Пес П», Челябинский Камерный театр   

2017, «Другие миры, другие критерии», галерея отеля Парксити  

Групповые и совместные выставки

2020 «2041. История одного пробуждения», HELENCONCEPT, г. Челябинск (с Е. Костиной)

2020, «Время Луны», галерея отеля Парксити

2019, «Как я провел лето 2», галерея отеля Парксити
2019, «Как я провел лето», галерея отеля Парксити
2019, «Капли ART ВЕРЫ», галерея отеля Парксити
2019, «Трансформация великих», Челябинский Молодежный театр
2019, «Поймет не каждый», Челябинский Камерный театр
2019, «RANDOM», отель Старый город
2019, «RANDOM», фитнес-центр Парксити
2018, «Радиус квадрата», галерея отеля Парксити
2018, «Н2О», галерея отеля Парксити
2018, «Новый Год. С чистого листа», галерея отеля Парксити
2017, «Красная линия», галерея отеля Парксити (совместно с Е. Мигачевой, А. Путинцевой-Саад)  

RU
EN