Не думай про…

Живопись. Персональная выставка

A Table Gallery, Челябинск, июнь 2022  

Название выставки Олега Семёновых «Не думай про…» отсылает к живописной серии «Не думай про оранжевый ящик» (2022 г.), где в каждой работе неизменно присутствует оранжевый ящик. И он становится отправной точкой размышлений о труде художника, навязчивости образов и невозможности остановить акт создания. Даже в тех работах, где этот ящик отсутствует буквально, он продолжает присутствовать — как тень и напряжение внутри композиции.

Это живопись, построенная на противоречии между хаотическим зрительным шумом и потребностью в личной логике. Серия рождалась в ритме повторяющегося действия: сохранения, стирания, добавления, сомнения, переделки. Мотив навязчивости — здесь не психологическая характеристика, а способ говорить о повторении как методе. Это не просто серия картин, а почти сизифов труд, в котором художник возвращается к одному и тому же — не потому, что хочет, а потому что иначе не может.

В этих работах нет единого нарратива, но есть ощущение внутреннего труда: как если бы живопись пыталась собрать себя из обломков — скриншотов, визуальных шумов, чужих и собственных визуальных привычек. В этой перспективе «оранжевый ящик» становится не символом, а пустым сосудом, в который каждый зритель может проецировать своё. Он навязчив, как мысль, которую невозможно отбросить, и в то же время — безразличен, как фон в телефоне.

Некоторые композиции серии основаны на переработке образов из медийной среды — в том числе из Instagram, где позы, жесты и тела приобретают характер сценического ритуала. Эти фрагменты встроены в живописное поле не как цитаты, а как отпечатки визуальной памяти, уже потерявшие источник.  

Такая работа с образом разрушает представление о едином стиле и индивидуальной руке художника, о единстве стиля, о ясности высказывания. Вместо этого здесь — труд по сборке образа, колебание между банальным и личным, попытка удержаться в потоке. Это абсурдная работа: она знает о своей невозможности, но продолжается.

Название «Не думай про…» можно прочитать как оборванное предложение, в котором отсутствует главное — тот самый запрет и желание. Но именно в этом провале рождается пространство живописи. Не для ответа, а для возвращения.


 Внутренние блоки / темы  

Проект включает несколько микросерий — от лиц и интерьеров до пейзажных элементов — объединённых общей задачей: найти язык для внутренней навязчивости, высказывания, которое не отпускает. Это не отчёт по серии, а карта напряжений, где каждая зона — шаг по направлению к непроизносимому.  

Оранжевый ящик и его «эхо»    

Не думай про оранжевый ящик 1 и 2


Эти две работы — якорь всей серии, метафора навязчивости. Формируют первый тематический узел.  

Интерьеры и пустоты   

В комнате, Опустошение 1 и 2, На закате.

Присутствует архитектурное пространство, часто с отсутствием персонажа, ощущение отсутствия или ожидания.  

Пейзажная зона или природа как фон памяти  

Солнечная поляна, Закатные, Тонкие силуэты деревьев, серые линии

Природа тут — как остаточное зрительное воспоминание, не место действия, а след.  

Фигуры и лица    

Лицо цвета хакиТри сестрыЖенские фигуры в розовом и серомАркадия

Работы с фигуративным акцентом, часто как будто снятые с расстояния. Они несут эмоциональное напряжение, но не становятся нарративными — больше ощущение, чем история.    

Не думай про оранжевый ящик, Олег Семеновых, живопись, акрил, холст

Не думай про оранжевый ящик 1

Холст, акрил, 50×60 см, 2022



Не думай про оранжевый ящик 2

Холст, акрил, 50×60 см, 2022

Не думай про оранжевый ящик 2, Олег Семеновых, живопись, акрил, холст

Живопись после образа  

Работы этого проекта исследуют ряд живописных проблем: устойчивость и размывание формы, границы между фоном и фигурой, взаимодействие пятна и линии. Некоторые полотна тяготеют к «цветовому полю» — они строятся на ритмах мазка, слоистости, утечке цвета, диалоге фактуры и пустоты. Внутри одного холста могут соседствовать разные живописные режимы: рядом с гладким, ровно окрашенным фоном возникает вспышка экспрессивной, пористой живописи; текучая, разведённая краска граничит с сухим или плотно насыщенным пигментом. Эти различия не маскируются — наоборот, становятся структурными контрастами, через которые живопись нащупывает собственную форму, словно тестируя её на прочность.

В других работах живопись сталкивается с фрагментом тела или объекта, как будто заново проверяя: можно ли воспоминание, ощущение или образ удержать в краске, не разрушив его. Здесь нет иерархии между реализмом и абстракцией — оба возникают как режимы мышления, равные по своей значимости. Каждый холст становится лабораторией, где проверяются устойчивость контура, интенсивность цвета, плотность воздуха между фигурами. Это живопись как мышление — не как иллюстрация, а как пространство чувствования и сомнения.  

живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
На поляне, Олег Семеновых, живопись, акрил, холст
фигуры, живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых

Фигуры

Работы с фигуративным акцентом, часто как будто снятые с расстояния. Они несут эмоциональное напряжение, но не становятся нарративными — больше ощущение, чем история.      

Лица

Работы с фигуративным акцентом, часто как будто снятые с расстояния. Они несут эмоциональное напряжение, но не становятся нарративными — больше ощущение, чем история.      

Лица, живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
Лица 2, живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
Брат Гоголя, живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
Лицо цвета хаки, Олег Семеновых, живопись, акрил, холст
Три сестры, Олег Семеновых, живопись, акрил, холст

Навязчивость как метод  

Проект «Не думай про…» можно рассматривать как менее экстравертную, но не менее навязчивую версию предыдущей выставки «Три комнаты» (Галерея 22, 2021), в которой фрагментированные персонажи и повторяющиеся мотивы стремились захватить всё пространство — физически и визуально. В новой серии образы становятся более внутренними, растворёнными, они словно выходят из подсознания — оставаясь узнаваемыми, но сдвинутыми и приглушёнными. Если в «Трёх комнатах» навязчивость работала через экспансию, то здесь — через повтор и невозможность «не думать».

Оранжевый ящик, как и персонажи из фильма в первом проекте, возвращается вновь и вновь, становясь не столько символом, сколько узлом внутреннего напряжения. В обоих случаях художник работает с образом как с медиальным следом, который продолжает жить собственной жизнью — вне сюжета и нарратива, но внутри живописи.  

живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
Опустошение,  Олег Семеновых, живопись, акрил, холст
Опустошение 2,  Олег Семеновых, живопись, акрил, холст
В комнате, Олег Семеновых, живопись, акрил, холст

Интерьеры и пустоты   

В комнате, Опустошение 1 и 2, На закате.

Присутствует архитектурное пространство, часто с отсутствием персонажа, ощущение отсутствия или ожидания.  

Пейзажная зона или природа как фон памяти  

Солнечная поляна, Закатные, Тонкие силуэты деревьев, серые линии

Природа тут — как остаточное зрительное воспоминание, не место действия, а след.  

живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
живопись, акрил, холст, художник Олег Семеновых
В траве, Олег Семеновых, живопись, акрил, холст

Цветовое мышление  

В этих работах цвет — не просто средство, но самостоятельный актант. Он формирует настроение, нарушает границы формы, вступает в диалог с композицией. Цветовые сочетания иногда работают как шум, иногда как тишина. Яркие пятна выступают не столько как сигналы, сколько как ошибки в системе, как внутренние сбои логики изображения. Порой один цвет может заменить фигуру — стать её фантомом, эмоциональным эквивалентом.

Иногда кажется, что художник даёт цвету слишком много свободы — но именно эта доверенность к краске позволяет живописи быть не только образом, но и опытом. Цвет растворяет нарратив, вводит ощущение времени, света, воздуха, работает как память или как внезапная эмоция, вспыхнувшая на поверхности холста.

RU
EN